РООР ФКЦ ТУЛА
Тульское региональное отраслевое объединение “Союз работодателей в сфере охраны и безопасности” федерального координационного центра руководителей охранных структур
Новости
28.05.2019
Круглый стол на эту тему: «Проблемы ценообразования и регулирования трудовой деятельности на рынке охранных услуг»

Проблемы ценообразования и регулирования трудовой деятельности на рынке охранных услуг обсудили вчера в Москве. Круглый стол на эту тему прошел в Общественной палате Российской Федерации. Разговор получился профессиональным и содержательным. Организатором и модератором мероприятия выступил член Общественной палаты Российской Федерации, Президент ФКЦ РОС Александр Козлов. В работе круглого стола также принял участие заместитель председателя Комитета по безопасности и противодействию коррупции Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Александр Хинштейн, а также представители Минтруда и социальной защиты РФ, Минфина РФ, Минэкономразвития РФ, Федеральной службы войск национальной гвардии РФ, ФАС РФ, ФНС РФ, РСПП, ТПП РФ. Охранный Холдинг «БАРС» был представлен генеральным директором Артемовым Алексеем Евгеньевичем. Участники круглого стола обсудили применение затратного метода формирования начальной (максимальной) цены контрактов на услуги по охране объектов, финансируемых за счёт средств государственного и муниципального бюджетов и особенности регулирования труда работников охранных организаций и подтверждения ими профессиональной квалификации. Несмотря на то, что сфера охранных услуг на сегодняшний день является одним из ключевых элементов обеспечения безопасности, в частной охранной отрасли существует ряд проблемных вопросов, требующих скорейшего разрешения. Наиболее серьезная из них — ценообразование по государственным и муниципальным контрактам. Поставщики охранных услуг сплошь и рядом оказываются в ситуации, когда Заказчик услуг, формируя начальную (максимальную) цену контракта (НМЦК), заведомо «подталкивает» руководителей ЧОО на нарушения закона, поскольку при столь низкой цене они не в состоянии заплатить охраннику даже МРОТ, не говоря уже о том, чтобы оплатить налоги в бюджет. Очевидно, что добросовестные поставщики, имеющие в штате высококвалифицированный персонал, специалистов для дополнительной подготовки охранников и осуществления контроля за ними на объектах охраны, на таких торгах априори не способны выдержать конкуренцию. Соответствующим образом это сказывается и на качестве охранных услуг на государственных и муниципальных объектах. А там, где низкое качество услуг — там неизменно возникают серьезные проблемы. И неудивительно, что данный вопрос в последнее время очень активно обсуждается на самых влиятельных и авторитетных дискуссионных площадках в России, в том числе, и в Общественной палате.

Открывая заседание Круглого стола, Александр Михайлович напомнил, что в составе Общественной палаты РФ была сформирована рабочая группа по вопросам ценообразования по государственным и муниципальным контрактам на закупку охранных услуг, руководителем которой он является. Одной из первоочередных ее задач стало формирование экономически обоснованной стоимости услуг, позволяющей частной охранной организации обеспечить безубыточную деятельность и оптимальное сочетание цены на охранные услуги с надежностью и качеством охранных услуг. С этой целью были выработаны соответствующие рекомендации и разработана Методика определения минимальной стоимости услуг по постовой охране. В настоящее время законодательство о закупках устанавливает для формирования НМЦК приоритетным метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Затратный метод применяется в исключительных случаях (если другие методы применить нет возможности) или как дополнительный. В результате очень часто конкурс выигрывает недобросовестный поставщик охранных услуг, демпингер. Предложенная им цена отражается на сайте закупок и, впоследствии, используется другими заказчиками. В следующем конкурсе ее «уронит» очередной демпингер, и далее по кругу. По мнению Александра Михайловича именно смена метода формирования НМЦК с рыночного на затратный способна существенно повлиять на качество охраны объектов в сторону его улучшения.

Заместитель председателя Комитета по безопасности и противодействию коррупции Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Александр Хинштейн, в свою очередь, отметил, что к обсуждаемой проблеме в профильном комитете относятся с повышенным вниманием. Александр Евсеевич подчеркнул, что устанавливаемый государственными и муниципальными структурами расчет на охранные услуги неоправданно и необоснованно занижается. Так, приведенный расчет минимальной стоимости одного круглосуточного поста охраны в составе одного охранника в месяц в Москве показал, что, исходя из установленного МРОТ (а он в Москве составляет 18 700 рублей), минимальный порог должен составлять не менее 135 500 рублей для организации, работающей по упрощенной системе налогообложения и не менее 160 200 рублей — для работающих с НДС. Для субъектов РФ с МРОТ в размере 11 280 рублей минимальная суточная стоимость поста должна составлять не менее 80 400 рублей для ЧОО, работающего по УСН и 96 500 рублей — для частной охранной организации, работающей с налогом на добавленную стоимость. На практике же картина совершенно иная. Изначальные ценовые показатели, устанавливаемые заказчиками в Москве не превышают 116 000 рублей за круглосуточный пост охраны с наличием собственных технических средств, а также мобильной группы, оснащенной спецсредствами. По мнению Александра Евсеевича это привело к тому, что на рынке частной охраны работает огромное количество организаций, чей уровень оказания услуг не отвечает необходимым требованиям. А государство этому, фактически, потворствует. «Мы давно должны были придти к пониманию, что принцип «чем дешевле, тем лучше» в вопросах безопасности не работает и работать не может», — заключил он. По его мнению, одним из вариантов выхода из сложившейся ситуации станет передача полномочий по формированию ценовой политики на рынке охранных услуг Регулятору. в соответствии с частью 20 статьи 22 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг по обеспечению государственных и муниципальных нужд» имеется возможность установить особый порядок формирования НМЦК в отдельных сферах деятельности и наделить Росгвардию, как госрегулятора в сфере частной охранной деятельности, полномочиями по установлению такого порядка. В данной части у Росгвардии уже имеется положительный опыт по разработке и утверждению Методики установления тарифов на оказываемые войсками национальной гвардии Российской Федерации услуги по охране имущества и объектов граждан и организаций, а также на иные услуги, связанные с обеспечением охраны имущества на договорной основе. «Речь не идет о том, что я или мои коллеги лоббируем интересы Росгвардии и добиваемся увеличения расходов для негосударственной сферы безопасности. Равно как не идет речь и о том, чтобы государство выделяло больше денег. Речь идет о том, чтобы государство платило деньги, понимая, за что оно платит. Да, формально все объекты с массовым пребыванием людей в Москве обеспечены охраной, осуществляемой частными охранными структурами. Но каково качество оказываемых ими услуг? Зачастую их оказывают приезжающие из регионов «вахтовики», которые буквально живут на рабочем месте, не имеют профессиональных навыков, и, порой, не имеют даже личной карточки охранника. Что это, как не имитация деятельности по обеспечению безопасности, а ведь за это платятся немалые деньги. Кроме того, существующее сегодня демпингование фактически блокирует возможность участия в торгах тех охранных организаций, которые оказывают действительно качественные охранные услуги. Понятно, что контрафакт будет стоить дешевле, чем качественный товар…», — добавил Александр Евсеевич. В заключение своего выступления он еще раз подчеркнул, что Государственная Дума открыта для сотрудничества и призвал заинтересованных представителей органов государственной власти и бизнес-сообщества принять участие в работе Рабочей группы Комитета по безопасности и противодействию коррупции с целью разработки нормативных правовых актов, регламентирующих установление НМЦК при оказании услуг в сфере охранной деятельности.

Далее с коротким докладом выступил член Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, Президент Группы «СТАРК Безопасность» (одного из крупнейших игроков на рынке госзаказа охранных услуг Москвы — прим.ред.) Александр Гадалов. В частности, Александр Викторович заметил, что когда руководством страны был задан «революционный тренд на «обеление» экономики», охранная отрасль, в процессе интеграции в данный процесс, столкнулась с тем, что ценообразование на рынке охранных услуг, в сущности, носит формальный характер. Но упомянутые Александром Михайловичем Козловым «Методика…» и «Рекомендации…» уже дали свои плоды. Так, если в начале года цена круглосуточного поста охраны в составе одного охранника в месяц в Москве составляла 116 000 рублей, то сегодня она уже составляет 125 000 рублей, а впоследствии вырастет до 128 000. Заказчики начали осознавать недопустимость применения цен ниже расчетной минимальной цены затрат. Существенно же оздоровить обстановку на рынке частных услуг, по мнению Александра Викторовича, поможет установление, в соответствии с частью 22 статьи 22 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг по обеспечению государственных и муниципальных нужд», особого порядка формирования НМЦК и наделение Росгвардии, как госрегулятора в сфере частной охранной деятельности, полномочиями по установлению такого порядка.

О принципах формирования начальной (максимальной) цены контракта в ГУВО Росгвардии рассказал начальник отдела — заместитель начальника управления организационного обеспечения, экономического анализа и тарифной политики ГУВО Росгвардии Алексей Ополоник. В частности, он заметил, что до 2011 года для формирования НМЦК использовался затратный метод, но с 2012 года, когда денежное довольствие выросло в 1,7 раз, тарифы были зафиксированы и ежегодно индексируются с учетом инфляции (порядка 5%).

Свой комментарий к обсуждаемой проблеме дала консультант отдела методологии и планирования закупок Департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Министерства финансов РФ Анна Писарева, которая отметила, что вопрос использование затратного метода определения НМЦК на рынке охранных услуг, безусловно, возможен, что регламентировано ст. 22 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В настоящий момент метод сопоставимых рыночных цен у Минфина в приоритете, поскольку затратный метод предполагает установление более высокой цены контракта, но, по словам Анны Алексеевны, Министерство, в рамках своих компетенций, открыто к рассмотрению предлагаемых изменений, а также к обсуждению вопроса определения уполномоченного органа, который будет устанавливать порядок формирования НМЦК.

По мнению начальника отдела методологии контрактных отношений Минэкономразвития России Алексея Кухарькова, если законодательно обязать заказчика формировать цену затратным методом, ни к какому положительному результату это не приведет, так как «дельцы» все равно будут демпинговать, «падая» не на 40-50%, а уже, в силу возросшей НМЦК, на 70%. Алексей Валерьевич видит решение проблемы в комплексном подходе. Так, он предложил дополнить Постановление Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ…», прописав отдельные, более строгие требования к участникам закупок, а также внести изменения в Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», отдав приоритет не стоимостным, а качественным критериям. Вкупе с установлением затратного метода формирования НМЦК это позволит оздоровить ситуацию, сложившуюся на рынке частных охранных услуг.

По внесению изменений в 99 Постановление Правительства высказался также главный эксперт-специалист управления лицензионно-разрешительной работы Росгвардии Андрей Аванесов. Со слов Андрея Гарривича, Росгвардия ранее высказывала такую инициативу, но не получила поддержки со стороны экономического блока. Ни Минфин, ни ФАС в этом необходимости не увидели, объясняя свою позицию тем, что мер, содержащихся в ст. 37 44-ФЗ более, чем достаточно. Что же касается затратного метода формирования НМЦК, то, по мнению Минфина, Заказчик вправе сам определять, каким методом ему воспользоваться. В этой связи Андрей Гарривич считает целесообразным продумать как обязать Заказчика использовать только затратный метод.

Своими соображениями по обсуждаемому вопросу также поделились: генеральный директор ООО «ОФ «ТИТАН», председатель РООР КЦ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Сергей Алексеев, генеральный директор ООО ЧОО «Щит-Безопасность» Григорий Щетинин, заместитель председателя правления РООР ФКЦ «МОСКВА» Михаил Потапов, члены Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности Михаил Гаврилов и Андрей Диванидов, генеральный директор ОСБ «Вымпел» Константин Фирсов, начальник Управления экономического развития ФГУП «Охрана» Росгвардии Владимир Куликов и др. Учитывая серьезность ситуации, связанной с качеством охранных услуг, оказываемых частными охранными структурами на государственных и муниципальных объектах, в первую очередь, к которым установлены особые требования по их антитеррористической безопасности, предлагается принять соответствующее постановление Правительства Российской Федерации. Эксперты охранного сообщества убеждены, что если получится добиться того, чтобы НМЦК не опускалась ниже расчетной минимальной цены затрат, то кроме устранения причин нарушения налогового и трудового законодательств на бюджетный рынок выйдут крупные профессиональные организации, способные обеспечить высокое качество охраны, что в свою очередь повысит состояние общественной безопасности и правопорядка.

Подводя итоги обсуждения повестки круглого стола, Александр Михайлович Козлов предложил направить в Правительство Российской Федерации обращение по вопросам повышения качества оказания охранных услуг на объектах, безопасность которых осуществляется за счет средств федерального и муниципального бюджетов, в том числе связанным с совершенствованием механизмов формирования начальной (максимальной) цены контрактов (НМЦК) и обратиться с ходатайством в Правительство Российской Федерации, в том числе с ходатайством о наделении Росгвардии полномочиями по установлению методов определения НМЦК контрактов на охрану частными охранными организациями государственных и муниципальных объектов.