РООР ФКЦ ТУЛА
Тульское региональное отраслевое объединение “Союз работодателей в сфере охраны и безопасности” федерального координационного центра руководителей охранных структур
Новости
29.09.2017
Круглый стол на тему ценообразования охранных услуг на объектах

28 сентября на площадке Общественной палаты России был проведен круглый стол на, пожалуй, наиболее актуальную и животрепещущую для отрасли НСБ тему, касающуюся проблем ценообразования при оказании частными охранными организациями услуг на объектах, обеспечение безопасности которых финансируется за счет средств государственного и муниципального бюджетов. Мероприятие было организовано и проведено под эгидой Комиссии по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка в тесном взаимодействии с рядом российских органов власти и управления, и всецело поддержано Гильдией негосударственных структур безопасности Московской торгово-промышленной палаты, возглавляемой ее председателем Дмитрием Галочкиным. Руководил данным форумом член Общественной палаты Российской Федерации, председатель Правления Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности «Федеральный координационный центр руководителей охранных структур» Александр Козлов.

Вступительное слово, с которым Александр Михайлович обратился к участникам круглого стола, содержало благодарность в адрес собравшихся за неравнодушие к проблемам отрасли и надежду на дальнейшее конструктивное взаимодействие между всеми легально функционирующими субъектами российского рынка частной охраны. Александр Козлов подчеркнул, что данное заседание отмечено серьезным представительством со стороны органов государственной власти, непосредственно включенных во взаимодействие с частной охранной отраслью России. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации была представлена членом Комитета по безопасности и противодействию коррупции Виталием Пашиным. Руслан Исмаилов представлял Министерство труда и социальной защиты России. Заместитель начальника отдела Департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Министерства финансов Российской Федерации Александр Гончаров был представителем финансового блока Правительства России. От Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации присутствовали первый заместитель начальника ГУЛРРиГК Росгвардии Анатолий Маликов и главный эксперт-специалист управления лицензионно-разрешительной работы ГУЛРР и ГК Росгвардии Андрей Аванесов. Федеральная налоговая служба Российской Федерации была представлена заместителем начальника отдела налога на прибыль Управления налогообложения юридических лиц ФНС России Ириной Игнатьевой и начальником отдела организации камерального контроля Управления камерального контроля этого ведомства Светланой Хлебниковой. Заместители начальника отдела контрольно-финансового управления Надежда Володина и Арина Грибова представляли Федеральную антимонопольную службу России. Генеральная прокуратура Российской Федерации делегировала для участия в круглом столе заместителя начальника Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Вячеслава Крошкина. Сообщество российского бизнеса представлял заместитель председателя Комитета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по безопасности предпринимательской деятельности Анатолий Данилов. Профессиональные и общественные институты негосударственной сферы безопасности участвовали в заседании круглого стола многочисленным составом. В числе наиболее заметных фигур НСБ можно отметить председателя Гильдии НСБ Московской торгово-промышленной палаты, заместителя председателя Координационного совета НСБ России, председателя Общероссийского профсоюза НСБ Дмитрия Галочкина, председателя Совета директоров Охранной группы «Дубровник» Игоря Сальника, заместителя председателя Подкомитета по развитию индустрии безопасности Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, исполнительного директора Союза ОСО, исполнительного директора СРО Ассоциация «Школа без опасности» Марию Шапкину, председателя Правления СРО «Союз негосударственных предприятий безопасности» Валерия Мунько, первого вице-президента Ассоциации «АЭРОГВАРД», члена Наблюдательного совета Союза СРО НСБ, эксперта Комитета Госдумы РФ по безопасности и противодействию коррупции Виктора Злотю, президента Ассоциации негосударственных структур безопасности «Стройбезопасность» Игоря Клыкова, директора АНО НИЦ «Безопасность» Олега Климочкина, первого заместителя председателя Подкомитета по развитию индустрии безопасности Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, президента Группы «СТАРК Безопасность» Александра Гадалова, президента Ассоциации профессионалов сыска «АПС» Сергея Любименко и многих других. Также на заседании присутствовали многочисленные представители средств массовой информации.

Тульский регион был представлен Председателем правления Тульского регионального отраслевого объединения союз работодателей в сфере охраны и безопасности Федерального координационного центра руководителей охранных структур Петровым Александром Николаевичем, его заместителем – Савоськиным Тарасом Николаевичем и руководителем охранного холдинга «БАРС» А. Е. Артемовым.

Доклад Александра Козлова был посвящен ключевым моментам ситуации с ценами на профильные услуги, оказываемые предприятиями НСБ, сформировавшейся в частной охранной отрасли нашей страны. Выступавший отметил, что все вопросы повестки дня круглого стола увязаны в единую систему. Прежде всего, заявил Александр Козлов, статистика свидетельствует, что из легально функционирующих на территории Российской Федерации 23 тысяч частных охранных организаций примерно половина принимает участие в торгах на заключение контрактов на охрану объектов, финансируемых полностью или частично из государственного бюджета. Однако на сегодняшний день отсутствует четкое понимание, откуда берутся цифры, характеризующие цены охранных услуг. Как подтверждает практика, объективно за такие цены обеспечить надлежащую охрану объектов не представляется возможным. Докладчик уведомил участников круглого стола о том, что эксперты-аудиторы негосударственной сферы безопасности, провели серьезную работу, представив в итоге методику расчета минимальной стоимости охранных услуг. Александр Михайлович вкратце ознакомил собравшихся с результатами этого расчета и попросил исполнительного директора СРО Ассоциация «Школа без опасности» Марию Шапкину коротко проиллюстрировать изложенные тезисы примером из процедуры участия представляемых ею организаций в торгах. Вывод оказался неутешительным: даже по начальной цене торгов руководитель гипотетической частной охранной организации не в состоянии выплачивать сотрудникам заработную плату в размере МРОТ, не нарушая установленных законом требований. Если цена предлагаемых к оказанию охранных услуг декларируется частной охранной организацией, либо если контракт на оказание охранных услуг заключен по цене ниже того уровня, которые определен расчетным путем на основании представленной методики, то у всех участников российского рынка частной охраны должно быть четкое понимание того, что при таких обстоятельствах обязательства такой частной охранной организации перед государством по оплате налогов надлежащим образом выполнить никак невозможно. Такая ситуация подталкивает администрацию частных охранных организаций к нарушению закона, в том числе искажению данных в документации, представляемой ЧОПами на торги, представление иной недостоверной информации, в том числе по сведениям о материально-техническом обеспечении участников торгов, о численности персонала предприятий. В итоге конкурсная документация оказывается сфальсифицированной, а конкурсы зачастую оказываются выигранными фирмами-однодневками. Таким образом, по мнению Александра Козлова, складывается нонсенс – государство заинтересовано в минимизации стоимости услуг по охране объектов, полностью или частично финансируемых из госбюджета, тем самым мотивируя отдельных участников торгов демпинговать. При этом добросовестные предприятия частной охраны, исправно платящие налоги в государственный бюджет и отчисления во внебюджетные фонды, остаются «за бортом», они проигрывают торги, победителями которых оказываются недобросовестные компании, которые в результате государству не платят вообще ничего. Таким образом, экономя на стоимости охранных услуг, государство объективно недополучает значительную долю платежей в бюджет. Для борьбы с откровенным демпингом в процессе проведения торгов за право заключения контрактов оказания охранных услуг необходимо выработать систему действенных мер и эффективных методов. «Определить основные направления выхода из данной ситуации – главная цель этого круглого стола, – заявил докладчик. – На наш взгляд, для того, чтобы отрасль частной охраны в России сохранила стабильное и поступательное развитие на обозримую перспективу, жизненно необходимо, чтобы тарифы на охранные услуги, оказываемые частными охранными организациями, были закреплены на законодательном уровне в жесткой привязке к минимальному размеру оплаты труда и приняты как обязательные к исполнению всеми хозяйствующими субъектами рынка». Минимальный размер оплаты труда должен быть методически принят в качестве базового значения для определения расчетным путем минимальной цены охранных услуг для каждого региона Российской Федерации. Но для этого необходимо провести согласование этой методики с рядом государственных ведомств. В заключение доклада Александр Михайлович привел показательный пример работы с ценообразованием в Ставропольском крае. В этом субъекте Российской Федерации органы прокуратуры в обязательном порядке оспаривают результаты проведенных торгов на охрану объектов, если цена охранных услуг по результатам торгов оказывается ниже регионального МРОТ.

В выступлении представителя Росгвардии Анатолия Маликова прозвучала серьезная тревога по поводу проблемы, явившейся главной темой круглого стола. Анатолий Анатольевич выразил мнение, что главным должен являться жесткий контроль за соблюдением действующего законодательства в сфере организации торгов на охрану объектов с полным или частичным госфинансированием. Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» на Росгвардию возложена обязанность по организации государственного контроля за частной охранной деятельностью. И в рамках выполнения этой обязанности в настоящий момент ведется подготовка проекта Постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающего требования к частным охранным организациям, оказывающим услуги по охране объектов, финансируемым из государственного бюджета. Анатолий Маликов в целом подтвердил актуальность всех без исключения тезисов, прозвучавших в основном докладе Александра Козлова, заметив, что проблема требует решения, и работа над проектом вышеупомянутого постановления Правительства России является одним из способов его реализации. Также первый заместитель начальника ГУЛРР и ГК Росгвардии доложил, что ведомство обладает сведениями о нарушениях, которые были допущены в процессе проведения торгов, привел показательный пример, и отметил, что подобные случаи находятся на контроле соответствующих подразделений службы, поскольку являются серьезной проблемой, негативно влияющей на уровень террористической защищенности охраняемых объектов. Выступавший предложил сообществу негосударственной сферы безопасности провести работу по выработке механизмов внутреннего контроля по соблюдению законодательства в области проведения торгов на охрану гособъектов и участия в этих торгах субъектов частной охраны. Одной из форм тесного взаимодействия НСБ и органов исполнительной власти Анатолий Маликов назвал деятельность Координационного совета Росгвардии, созданного не так давно; в рамках деятельности этого органа было отмечено формирование по инициативе Александра Козлова Комиссии по ценообразованию. В завершение выступления представитель Росгвардии выразил пожелание в ближайшем будущем увидеть реальные результаты по итогам круглого стола.

Председатель Гильдии НСБ Московской торгово-промышленной палаты, заместитель председателя Координационного совета НСБ России, председатель Общероссийского профсоюза НСБ Дмитрий Галочкин в своем выступлении полностью поддержал озабоченность Александра Козлова по поводу состояния ценообразования в частной охранной отрасли Российской Федерации. Дмитрий Евгеньевич высказал авторитетное мнение по поводу необходимости более активного и плотного участия профессиональных и общественных институтов негосударственной сферы безопасности в деятельности по преодолению барьеров и препятствий, существующих на сегодняшний день в отрасли в части недостатков в определении объективных цен на охранные услуги, оказываемые частными охранными организациями государственному заказчику. «В этой связи, – сказал Дмитрий Галочкин, – большое значение для отрасли имеет создание Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности «Федеральный координационный центр руководителей охранных структур». Дмитрий Евгеньевич считает, что совокупность норм действующего законодательства в целом позволяет нашему отраслевому сообществу не ждать, пока государство решит за нас все наши проблемы. Мы сами можем в рамках трехстороннего отраслевого соглашения между органами исполнительной власти, общественными объединениями работодателей и профессиональными союзами установить минимальный размер оплаты труда частных охранников. Мы должны проявить надлежащий уровень компетентности и воспользоваться положениями российского законодательства, совокупность которых позволит нам приблизиться к решению проблемы, которая стоит на повестке дня круглого стола. В качестве сил и средств решения Дмитрий Галочкин предложил рассматривать как Общероссийское отраслевое объединение работодателей в сфере охраны и безопасности «Федеральный координационный центр руководителей охранных структур» и Общероссийский профсоюз НСБ, так и мощный потенциал недавно созданного Научно-исследовательского центра «Безопасность». Кроме того, председатель Гильдии НСБ Московской торгово-промышленной палаты настаивал на усилении роли общественного контроля в процедурах проведения торгов на охрану объектов, финансируемых из государственного бюджета. Это – важный рычаг для достижения цели, поставленной перед сообществом частной охраны. Для того, чтобы результаты общественного контроля при проведении конкурсов были конструктивны и показательны, процедуры контроля должны быть реализованы уже на стадии подготовки технического задания. Не менее важным элементом контроля Дмитрий Галочкин считает необходимость включения представителей экспертного сообщества негосударственной сферы безопасности в состав тендерных комитетов, рассматривающих вопросы именно заключения госконтрактов на охрану. Дмитрий Галочкин убежден, что «надо продолжать деятельность по усилению контроля в этой сфере. Это должно стать четким ориентиром для коммерческого сектора нашей отрасли!». В любом случае должен быть организована и реализована на практике глубоко продуманная и эффективная система контроля за исполнением обязанностей по своевременной и полной выплате частными охранными организациями заработной платы своим работникам, а также уплате налогов в соответствующие бюджеты и установленных законом отчислений во внебюджетные фонды, считает один из лидеров НСБ. Однако, как нам представляется, бремя регулирования и реализации нюансов данной проблематики лежит не только в секторе ответственности предпринимательского корпуса частной охранной отрасли. Не стоит забывать о другой стороне заключаемых на торгах контрактах, а именно – о заказчиках охранных услуг. Об этом собравшимся неоднократно напоминали представители многочисленных охранных структур, присутствовавшие на круглом столе. Отсутствие до сих пор со стороны органов власти целенаправленного взгляда в сторону обязанностей заказчика по контролю за позицией добросовестности участвующих в торгах охранных организаций, по установлению уровня цен на оказание охранных услуг, достаточных для выполнения ЧОПами своих трудовых и налоговых обязательств, в сторону социальной ответственности заказчика перед гражданским обществом России в части надлежащего уровня обеспечения безопасности охраняемых объектов.

По мнению представителей охранного бизнеса, государство обеспокоено совершенствованием санкций в отношении частных охранных организаций, при этом упуская из виду ненадлежащие действия или бездействие руководителей охраняемых объектов. Эксперты коммерческих охранных структур считают, что конкурсная документация нередко обременена излишней или ненужной информацией, затребованной от участников торгов, а нормы закона № 44-ФЗ о расторжении контракта в случае выявления фальсифицирования конкурсной документации зачастую не выполняются. Одним из средств воздействия на заказчиков охранных услуг была названа необходимость изыскать способы исключить фактор личной заинтересованности заказчика. Бесспорно, это вопрос противодействия коррупционных проявлений, и с этим нужно повсеместно бороться. Правоохранительные органы должны тщательно изучать систему проведения торгов на предмет коррупции и активно подключаться к пресечению правонарушений. Также это вопрос социального характера. Если такое положение с ценообразованием в частной охранной отрасли не изменить в лучшую сторону, то, как считают представители бизнеса, скоро за цены, которые существуют сейчас, предприятия, финансируемые из государственного бюджета, будут охранять исключительно асоциальные элементы. Такого нельзя допустить! Ведь, как сказал один из участников заседания, «запредельно низкая зарплата охранника – это мотив для вербовки такого охранника со стороны террористических организаций».

Емкими, конкретными и в высшей степени интересными были выступления Валерия Мунько, Олега Климочкина и Александра Гадалова. Главными моментами их докладов можно отметить: наличие на сегодняшний день расхождений между порядком проведения торгов, описанным нормами законодательных актов, и реальной практикой; необходимость добиваться исполнения заказчиком требований, установленных законом; необходимость законодательного принятия единого нормативного документа, регулирующего ценообразование в сфере негосударственной охраны; необходимость более тесного взаимодействия с государственными ведомствами; необходимость обсуждения включения в подготавливаемый Росгвардией проект Постановления Правительства Российской Федерации, о котором упоминал Анатолий Маликов, норм, регламентирующих требований к заказчикам охранных услуг и ответственности за их нарушение; необходимость разработки и принятия действенных, чувствительных мер в отношении недобросовестных организаций – участников торгов и внесение соответствующих изменений в Кодекс об административных нарушениях Российской Федерации; возможность апробирования представленной участникам круглого стола методики определения минимальной цены охранных услуг в ряде субъектов России. Валерий Мунько также убедительно высказался по поводу важности активизации дальнейшей деятельности по развитию института саморегулирования в частной охранной отрасли.

В процессе проведения круглого стола осуществлялась прямая видеотрансляция заседания на регионы. В режиме видеоконференции представители отдаленных от центра регионов Российской Федерации, в частности Дальнего Востока, представили свои соображения относительно тезисов, прозвучавших в выступлениях лидеров НСБ и представителей властных структур. Руководители коммерческих и общественных организаций Приморья считают, что одной из главных проблем в отрасли является отсутствие координации со стороны уполномоченных государственных органов, а также существенные недостатки в нормах закона № 223-ФЗ, регулирующих проведение торгов. Одним из способов решения ряда проблем, стоящих перед отраслью, им видится создание межведомственной комиссии. В составе задач, стоящих перед ней, должна стать практика контроля за исполнением договорных отношений после заключения госконтрактов.

Интересными в части внешней оценки ситуации с ценообразованием в частной охранной отрасли России были выступления представителей органов власти. К примеру, член Комитета по безопасности и противодействию коррупции Виталий Пашин заверил участников форума, что он в полной мере понимает озабоченность общественности негосударственной сферы безопасности стоящей перед отраслью проблемой, и пообещал, что «приняв весь комплекс мер депутатского реагирования, совместными усилиями мы исправим эту ситуацию!».

Руслан Исмаилов, начальник отдела Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты России, высказывался относительно решения проблемы более осторожно. Он заявил, что представляемое им ведомство будет при формировании цены исходить из норм действующего трудового законодательства. И что, на его взгляд, при расчете минимальной цены контракта использовать в качестве базовой величины МРОТ – нельзя. Он призвал в данном ключе не употреблять МРОТ, а использовать какую-то другую номинальную величину. Руслан Абдуллаевич твердо поддержал точку зрения Дмитрия Галочкина по поводу целесообразности включения данного положения в трехстороннее отраслевое соглашение между государством, объединением работодателей и профсоюзами.

Мнения, противоположного генеральным тезисам основного доклада Александра Козлова, придерживался в своем выступлении представитель Министерства финансов Российской Федерации Александр Гончаров. Александр Юрьевич подчеркнул, что представляемое им ведомство исповедует рискориентированный подход к выбору способа контроля за проведением конкурсных процедур, а также следует позиции, заключающейся в недопустимости установления нижнего предела цены на охранные услуги. Сотрудник Минфина высказал предположение, что нормирование нижнего предела стоимости охраны повлечет за собой нарушение конкурентной среды на рынке охранных услуг. Кроме того, заметил чиновник, для регулирования цен отсутствует законодательный механизм. Александр Юрьевич настаивал на тезисе, что отношения между заказчиком охранных услуг и ЧОПом – это отношения только лишь между ними, и любое вмешательство, в том числе регулятивного характера, будет являться нарушением. Александр Гончаров предложил Росгвардии, – с чем категорически не согласился представитель этого ведомства Анатолий Маликов, – разработать типовой контракт для конкретного вида услуг. А обязанность проверки сведений, представляемых участниками торгов, и добросовестности ЧОПов Александр Юрьевич отнес на ответственность заказчиков. В целом лейтмотивом выступления Александра Гончарова стало краткое «цены определяет рынок!».

Короткие выступления представителей ФАС Российской Федерации и ФНС Российской Федерации свидетельствовали о понимании серьезности поднятой на круглом столе темы, но в то же время отражали недостаточную информированность сотрудников этих ведомств и их неполное погружение в специфические тонкости и нюансы частного охранного бизнеса в России, которому полгода назад исполнилось 25 лет.

В завершение заседания Александр Козлов подвел краткие итоги насыщенной дискуссии, определил необходимость внесения соответствующих корректировок в проект итогового документа, а также искренне поблагодарил всех участников форума, особенно представителей органов государственной власти. Их деятельное и неравнодушное участие в мероприятии в полной мере отразило озабоченность российской власти проблемами частного охранного бизнеса – «сообщества, – по словам Дмитрия Галочкина, – профессионалов и патриотов!».